Истории успеха

Технологии онлайн-голосования Waves Enterprise созданы для применения в широком спектре организаций: от опросов в небольших компаниях и сообществах до голосований национального уровня.

Государственные учреждения
Общественные организации (скоро)
Коммерческие организации (скоро)
Скоро здесь появится кейс.
Инициативное голосование в Волгоградской области
В Волгоградской области на базе блокчейн-платформы Waves Enterprise состоялось самое масштабное в стране онлайн-голосование за инициативные проекты граждан.
Задача
Активное вовлечение граждан в решение вопросов локального уровня — района, города, поселка — стало общемировым трендом. Очевидно, что они гораздо лучше осведомлены о большинстве проблем их поселений, чем местные чиновники. Когда сами жители инициируют профильные проекты для повышения качества жизни, это помогает выстроить открытый и эффективный диалог населения и представителей власти, определить приоритетные направления расходования бюджета.

В России такая практика определена в рамках статьи 26.1 «Инициативные проекты» закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где устанавливаются правила выдвижения, оценки и контроля реализации проектов по инициативе жителей муниципального образования. В случае если в местную администрацию внесено несколько аналогичных по решаемым проблемам инициативных проектов, она организует конкурсный отбор, в том числе с привлечением жителей. Как показывает мировая практика, наиболее эффективным способом организации таких конкурсов является онлайн-голосование граждан.
Решение
Для проведения голосования был развернут сервис ДЭГ на базе блокчейн-платформы Waves Enterprise. Он состоит из двух основных частей — централизованной и децентрализованной. Централизованная часть обеспечивает регистрацию и авторизацию пользователей, создание и утверждение проектов, привязанных к административным округам, просмотр результатов голосования. Децентрализованная часть — прозрачное анонимизированное голосование по проектам. Сам сервис был размещен в защищенном отказоустойчивом сегменте центра обработки данных «Яндекс.Облако».

В блокчейн-сервисе было выделено три роли участников с различными функциями:
1
Заявитель: создает, редактирует и отправляет на согласование проекты.
2
Организатор: добавляет участников с ролями «заявитель» и «организатор», принимает или отклоняет проекты заявителей, создает и стартует голосования по ним.
3
Пользователь системы: голосует за проекты.
Для регистрации в качестве пользователей граждане на специальном сайте вводили свои номера телефонов и получали бесплатные SMS с паролем для входа на портал голосования. На портале был представлен список всех муниципальных образований и групп образовательных учреждений, участвующих в конкурсе. Нажав на название территории или группы, пользователь видел список предложенных инициатив и мог отдать свой голос за один понравившийся проект в каждом муниципальном образовании и школьной группе.
Пример подробного описания одного из проектов
Для упрощения работы с порталом использовалась облачная подпись. Она позволяет хранить зашифрованные закрытые ключи пользователей в централизованной системе, что исключает возможность их утери и снимает с пользователя необходимость сохранять ключ на своем устройстве. Дополнительно на портале предусмотрено хранение результатов прошедших голосований, а также возможность доступа к архиву проектов.
Портал соответствует всем требованиям технического задания по доступности и пропускной способности:
Поддержка не менее 300 000 уникальных участников голосования
Доступность в течение не менее 99,5% срока оказания услуг
Возможность учета не менее 500 голосов в секунду в рамках этого срока
Портал отвечает всем требованиям по патентной чистоте согласно действующему законодательству Российской Федерации — части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.
Преимущества блокчейна в проекте
Использование всех ключевых возможностей блокчейн-платформы Waves Enterprise в проекте позволило решить ряд важных задач:
4
Возможность отслеживать ход голосования от начала до записи итогов
1
Защита и неизменность информации — как вводных данных в рамках голосования, так и всей информации об избирателях
2
Прозрачность и анонимность процесса голосования
5
Возможность независимым участникам подключиться к системе для контроля проведения голосования
3
Наличие абсолютно одинаковых данных о голосовании у всех его участников
Распределенная генерация ключа шифрования бюллетеней
Для защиты промежуточных результатов используется распределенная генерация ключа шифрования бюллетеней, благодаря чему даже сами организаторы — комитет финансов Волгоградской области — не могут узнать об итогах до завершения процесса голосования.
Слепая подпись и гомоморфное шифрование
Слепая подпись и гомоморфное шифрование обеспечивают анонимность волеизъявления граждан.
Смарт-контракты
Смарт-контракты проверяют подлинность электронной и слепой подписей в зашифрованных бюллетенях, проводят базовые проверки их корректного заполнения.
Децентрализованная блокчейн-сеть Waves Enterprise
Децентрализованная блокчейн-сеть Waves Enterprise обеспечивает распределенную генерацию ключа шифрования бюллетеней, проверку корректности бюллетеней и их обработку для формирования итогов голосования. Все операции с бюллетенями проводятся без их дешифрования, и лишь полученный шифротекст с итоговыми результатами подвергается дешифровке после завершения голосования.
Итоги проекта
За период голосования — с 11 по 25 мая 2021 г.:
344 567 уникальных посетителей

зарегистрировались на портале
376 457 голосов

отдано за разные проекты (из них 212 794 по муниципальным образованиям и 163 663 — по школьным)
45 субъектов Волгоградской области

приняли участие в голосовании (32 муниципальных района, 5 городских округов и 8 районов областного центра)
404 проекта

принято в основном голосовании и 366 — в школьном
По условиям конкурса победителями были признаны проекты, которые в своем муниципальном районе или городе собрали не менее 500 голосов, а также по 20 проектов, набравших максимальное количество голосов в каждой школьной группе. Все они получат финансирование и будут реализованы до конца 2021 года.
Итоги голосования по муниципальным образованиям
Итоги голосования по школьным группам
Программа реализуется за счет средств областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников. В 2021 году объем финансирования из регионального бюджета увеличен со 104 до 170 миллионов рублей: на каждый «взрослый» проект-победитель направят до 750 тысяч рублей, на каждый «школьный» — до 250 тысяч рублей. Вклад местных бюджетов составит, как и в прошлом году, 10% от общей суммы.
«Применять новые цифровые блокчейн-технологии и прозрачные криптоалгоритмы в рейтинговом отборе проектов, предложенных гражданами, Волгоградская область стала в числе первых, начиная с 2019 года, когда стартовал конкурс. Для нас было важно не только услышать мнение как можно большего числа людей, но и обеспечить стопроцентную достоверность данных. Созданная на основе блокчейна система голосования гарантирует анонимность и бесперебойность работы, защищает от накрутки голосов и технического вмешательства в результаты выборов. Данный опыт региона признан экспертами успешным и рекомендован к тиражированию: в 2020 году Министерство финансов РФ включило его в число лучших российских практик инициативного бюджетирования.

В этом году онлайн-голосование также проводилось на блокчейн-платформе и показало высокую активность и заинтересованность граждан в развитии собственных территорий — предложенные народные инициативы получили широкую общественную поддержку. Цифровые технологии позволяют экономить время и ресурсы, привлекать к обсуждению большее количество граждан по сравнению с традиционным форматом голосования, а значит, более эффективно решать общественно значимые вопросы».
Дмитрий Завьялов
Заместитель председателя комитета финансов Волгоградской области
«Итоги народного голосования в Волгоградской области показывают вовлеченность местных жителей в решение проблем своего региона и эффективность использования сервисов для дистанционного электронного голосования при решении задач по рейтингованию инициативных проектов. Фактически такие сервисы позволяют не “на бумаге”, а в действительности реализовать принципы прямой демократии, когда граждане непосредственно инициируют, принимают и исполняют основные решения общего и местного характера, а блокчейн позволяет обеспечить прозрачность и достоверность всего процесса голосования».
Игорь Кузьмичев
Коммерческий директор Waves Enterprise

Success stories

Waves Enterprise online voting technologies are designed for a broad range of organizations and applications, from polls in small companies to nationwide voting.

Governmental organizations
Non-governmental organizations
Commercial organizations
The content will be available soon.
E-voting on initiatives in the Volgograd region
Based on Waves Enterprise blockchain platform, the largest voting on initiatives within Russia was conducted in the Volgograd region.
The Problem
Active involvement of citizens in solving local issues in their district, city, or village, has become a global trend. Obviously the people know more about most of these problems than local officials do. When the citizens themselves initiate projects for life improvement, it helps to build an open and effective dialogue with authorities, to determine the most important issues for budgeting.

In Russia, this procedure is prescribed by article 26.1 “Initiative projects” of “The General Organizational Principles of Local Self-Government in the Russian Federation” federal law, which states the procedures of nominating, estimating, and controlling initiatives of municipal citizens. In case of nominating the projects with similar issues to be solved, the administration provides a competitive examination together with the citizens. As international practice shows, the most effective way of doing it is e-voting.
The Solution
For the project, an e-voting service was developed on top of the Waves Enterprise blockchain platform. It consists of two main parts. The centralized part provides user registration and authorization, creating and adopting projects in administrative districts, and reviewing the results of the voting. The decentralized part provides transparent and anonymous access to making a vote. The service was located within a secured fail-safe segment of the Yandex.Cloud data center.

The e-voting blockchain service provides three different roles of the participants:
1
Claimant: Creates, edits, and sends projects for adoption.
2
Organizer: Adds claimants and organizers to the service, adopts or rejects the projects from claimants, creates and starts voting on them.
3
User: Votes on the projects.
To register as the users, the citizens entered their phones on a special site and received a free SMS with the access passwords. The e-voting portal contained the list of all municipalities and groups of educational institutes included in the voting. After pressing a municipality or a group, a user could see all the initiative projects connected and vote for one within a municipality or a group of educational institutes.
An example of a project description
To simplify the workflow, cloud signature was used. It makes it possible to store the encrypted private keys within the centralized system, thus preventing the users from losing their keys while at the same time making it unnecessary to keep the keys on their devices. Moreover, the voting portal contains results of all the previous votings as well as access to the project archive.
The portal meets all the technical requirements:
Supporting not less than 300 000 unique voters
99,95% availability during the term of service
Accepting not less than 500 votes per second during the term of service
Also, the portal meets all the requirements on patent purity under the current legislation of the Russian Federation – part 4 of the Civil code concerning the field of intellectual property.
Exclusive blockchain advantages
Using all the key features of the Waves Enterprise blockchain platform provided a number of important features:
4
Monitoring the voting process from the very beginning to the end
2
Transparency and anonymity of the voting process
3
Providing exactly the same information on the voting to all the participants
5
Connecting to the system and monitoring the voting for independent observers
1
Security and immutability of the information, both about the voting and the voters
Distributed generating of the ballot encryption keys
To protect the interim results, distributed generating of the ballot encryption keys is used so that no one, not even the organizers – the Committee of Economics of the Volgograd Region – can know the results until the voting ends.
Blind signature and homomorphic encryption
Blind signature and homomorphic encryption provide anonymity of will.
Smart contracts
Smart contracts ensure the authenticity of electronic and bling signatures in the encrypted ballots, providing the basic check of their correct filling.
Waves Enterprise decentralized blockchain network
Waves Enterprise decentralized blockchain network provides distributed generating of ballot encryption keys, their check-up, and processing to form the results. All the operations with the bulletins are made without their decryption and only the final ciphertext with the results is decrypted.
The Results
During the e-voting, from 11 to 25 May 2021:
344 567 unique users

registered on the e-voting portal
376 457 votes

were calculated for different projects, including 212 794 for municipal projects and 163 663 for educational institutions
45 municipal subjects of the Volgograd region

took part in the voting (including 32 municipal districts, 5 city districts, and 8 districts of the regional center)
404 projects

were adopted in the main e-voting and 366 in the educational institutions’ voting
According to the e-voting conditions, the projects with 500+ votes within their municipal districts became the winners, along with top-20 projects in every group of educational institutions. All of them will be financed and brought to life by the end of 2021.
The results of voting on municipal districts

The results of voting on educational institutions

The program is financed from regional and local budgets, as well as non-budget sources. In 2021 the regional contribution will grow from ₽104 to 170 mln. Every municipal project will receive up to ₽750 000, and every “educational” one – up to ₽250 000. The local budgets will contribute 10% of the whole sums, as the year before.
“The Volgograd region was among the first regions to use blockchain technology and transparent crypto algorithms to choose the local initiatives since 2019 when it all started. It was necessary for us to hear as many people as possible, and guarantee 100% authenticity of the data. The blockchain e-voting system ensures anonymity and continuity, protects us from cheating. Our experience was considered successful and recommended for reproduction: the Ministry of Finance included it in its best practices of initiative budgeting.

This year the e-voting was also held on a blockchain platform and proved the citizens are very active and engaged in local development. The initiatives offered were widely supported by the community. Digital technologies let us save money and resources, and attract more people than in traditional voting. As a result, we can solve issues of public importance more effectively.”
Dmitriy Zavyalov
Vice-President of the Financial Committee of the Volgograd region
“The results of public e-voting in the Volgograd region show how the community is involved in solving local issues. It also proves the effectiveness of using e-voting for rating initiative projects. In fact, these services bring direct democracy from paper to life, when citizens themselves initiate, adopt and execute common and local solutions. Here blockchain ensures transparency and authenticity of all the processes.”
Igor Kuzmichev
Waves Enterprise commercial director